Навигация
Вы тут:   Home  /  Состояние равновесия

Состояние равновесия

Выставку, открывающуюся в верхних залах Музейно-творческого центра «Дом Корбакова», давно ждали многочисленные почитатели таланта вологодского художника Александра Савина. Персональные вернисажи художника нечасты — последний состоялся в 1993 году в культурном центре «Русский Домъ», а в областной картинной галерее это первый столь масштабный показ его творчества.

Выставка увлекает своей насыщенностью: на ней представлены живопись и графика практически за тридцать лет творческой деятельности художника, что позволяет показать автора меняющимся, а потому особенно интересным.

«Состояние равновесия» — так она называется: состояние души, к которому художник всегда стремится. Это результат длительной работы, когда постоянно колеблющуюся чашу сомнений, поисков и потерь на какое-то время уравновешивает чаша творческих открытий и обретений. И тогда наступает долгожданный покой, чувствуется гармония внутреннего мира с внешним. В одном из своих интервью художник сказал: «Мне интересны пограничные состояния природы, человека. Это всегда конфликт, контраст. И тем сильнее произведение, чем определеннее динамика противостояния. В этом я вижу одно из средств выражения своих мыслей». Казалось бы, позиция художника весьма противоречива, но это не так. Состояние равновесия, как считает автор, включает в себя конфликт, так же как и малое количество добра, которое может уравновесить большое количество зла. Об этом — сегодняшние произведения А.И.Савина.

В меняющемся творческом пространстве художника, несомненно, присутствуют некие константы, точки опоры. Частично они сформировались еще в годы учебы в Ярославском художественном училище, где Савин освоил «ремесленную», техническую сторону живописи и графики. Именно там берет начало отличительная черта произведений художника, заключающаяся в их композиционной законченности, в отношении к картине как сделанной, хорошо отработанной вещи, свидетельствующая о профессиональной уверенности в себе, так необходимой художнику в процессе творчества.

По мнению Александра Савина, художник, формируясь как мастер, учится не только у жизни или природы, но и у своих предшественников, отбирая близких себе по манере исполнения картины, по духу и стилю. С этим утверждением можно согласиться, или опровергнуть его, но бесспорно одно: А.И.Савин — художник, который, учась, постоянно совершенствуется. Благодаря творческому освоению мирового художественного опыта, большой эрудиции в своей сфере деятельности он выработал собственный стиль, свойственную только ему живописную манеру. Иными словами, обрел самостоятельность, на что способны лишь сильные личности.

Свой взгляд на мир, своя жизненная философия — еще одна константа художественного пространства Александра Савина. Наверное, чтобы стать художником, надо им родиться. Самые ранние детские, юношеские впечатления во многом определяют дальнейшую судьбу человека, тем более творчески одаренного. Вот здесь-то и начинается заповедная зона, частная жизнь души. Александр Иванович человек немногословный, в общении упорно соблюдающий определенную дистанцию. И прежде чем она начнет сокращаться, должно пройти достаточно длительное время. А чтобы быть допущенным в сферу личных взаимоотношений с художником, должно быть найдено заветное слово, подтверждающее, что человек «свой». Нужен особый ключик, открывающий потаенную дверцу души живописца. Будем деликатны и, не задавая лишних вопросов, обратимся на выставке к тем произведениям мастера, которые сами многое о нем расскажут.

А начиналось все в 1970-е годы именно с темы детства, юности — поры надежд и мечтаний, столь ярко прозвучавшей в его ранних графических и живописных работах «Белеет парус», «Гуси-лебеди», «Качели», «Осенние дожди». Тонкие и нежные, эти небольшие произведения кажутся странно хрупкими на фоне более поздних картин. Но и в 1990-х художник продолжает оставаться верным своей первой теме. По сей день он не утратил юношеский, романтический взгляд на мир, вот только непосредственность восприятия приумножилась житейской мудростью. «Зимние каникулы», «Мальчик и радуга», «Тропинка детства», «Ощущение полета» — их написал счастливый человек. Все произведения художника, посвященные детству и юности, озарены и буквально пронизаны светом. И свет этот есть любовь. Субстанция света со временем становится главным действующим лицом всех произведений художника. Свет для Савина — мировоззренческая категория. Контраст светлого и темного многозначен, в каждом конкретном произведении он имеет свою смысловую наполненность.

Стремление истолковать жизненные явления в философско-поэтическом плане по-особому раскрывается в пейзажах художника. Среди них выделяется живописная серия «Месяцы» или «Времена года». Традиция создания календарных циклов в произведениях изобразительного искусства существует еще со времен средневековья. В них жизнь природы от рождения до умирания, в извечном переходе из одного состояния в другое развертывается во времени. Исходным началом для создания художественного образа в пейзажах Савина становится впечатление, ощущение именно от времени года. Пейзаж отражает движения внутреннего мира художника, который то увлекается реальной конкретностью натуры, то привносит в нее таинственность и необычность. Организующим началом произведения является свободная поэтическая фантазия автора. Пейзаж сочиняется, компонуется не только в своих мотивах, но и в красках, оттенках, становится волнующей зрителя средой совершающихся или могущих произойти событий. Фактурная, декоративная живописная поверхность холста, состоящая из мельчайших частиц краски, дает ощущение осязаемой влажности воздуха, наполненного ароматами, невидимой пульсирующей жизнью природы.

Художнику подвластны самые разные жанры и виды изобразительного искусства. Александр Савин начинал как график, работал в книжной иллюстрации; он мастер лирического этюда, его натюрморты осязаемо предметны и изящны. Но вся сложность натуры художника, его мировосприятие, мастерство графика и живописца в полной мере раскрываются в сюжетно-тематической картине. Картины Савина полифоничны, они вмещают в себя все жанры, каждый из которых имеет свою тональность в общем симфоническом звучании живописного произведения. Многие его произведения дают ощущение многомерности их внутреннего пространства. Художник достигает такого эффекта, применяя монтажный принцип объединения деталей и сюжетных мотивов в пределах одной и той же композиции. Прием этот не нов, он был привычным композиционным языком для фресок, икон. А.И.Савин использует его очень осторожно и не переходит грань, отделяющую реальный мир от условного. Гармония, общая соразмерность всех компонентов, мотивов внутри произведения — отличительная черта картин мастера.

Интеллектуальную и эмоциональную наполненность творчества Савина формирует широкий диапазон интересующих его тем.

Самая ранняя серия картин 1980-х годов представляет собой сюжетный рассказ о повседневной жизни городской окраины: «Затон», «Воскресенье», «Окраина», «Сторожка», «Вахта». Постепенно в живописи Савина начала решаться очень важная для сюжетно-тематической картины проблема современного героя. Чаще всего это внешне спокойные, но внутренне глубокие люди. За их плечами — прожитая жизнь, труд, испытания. Такими воспринимаются его мужские типажи в картинах «Однолюб», «На Сухоне осень», «Хозяин воды». Два исторических портрета конца 1980-х стали попыткой художника осмыслить сложный внутренний мир больших русских поэтов. Это – А. Пушкин («Зимы дыхание») и К. Батюшков («К отеческим пенатам»).

1990-е стали переломным этапом не только в творчестве Александра Савина. Это было временем переоценки ценностей: переосмыслялась российская история, заново перечитывалась классическая литература. Ностальгия, сожаление об уже ушедшей и уходящей России — вот основные ноты в настроениях творческой интеллигенции тех лет. В картинах многих художников появляются новые темы, новые формы для их выражения. В это время сложился особый для Вологды круг художников-единомышленников. В него вошли Александр Савин, Михаил Кольев, Николай Корбаков, Александр Баканов. И в жизни, и в творчестве их объединил диалог близких друг другу взглядов на происходящие события, историю, искусство. Появляются совместные работы — например, картина А.И. Савина и М.В. Копьева «Посещение Иоанном IV строительства Софийского Собора в Вологде» (1995). Художники этого круга первыми на Вологодчине столь серьезно обратились к жанру исторической и историко-мифологической картины. В это время А.И. Савин работает над масштабными композициями на общечеловеческие, библейские темы. Таковы картины «Исход», триптих «Се Человек», «Тень Агасфера». Для осмысления серьезных мировоззренческих и этических проблем художник нашел для себя поэтическую форму притчи. Притча представляет интерес для Александра Савина своей возможностью обращаться к высшим духовным ценностям человечества и одновременно обладает многозначностью толкования. Меняется колорит произведений — он становится более условным; световые контрасты усиливают драматизм и таинственность полотен художника. Постепенно художник отходит от усложненно-драматичной трактовки исторических тем. Среди работ последних лет — серия картин «Исторические этюды». Их можно было бы назвать сценами из провинциальной жизни. Это своеобразный синтез ретроспективного взгляда на городской пейзаж и жанровую картину. С одной стороны, в них прослеживается традиция русского реалистического пейзажа второй половины XX века. В то же время они близки и эстетике художников объединения начала XX века «Мир искусства». Савин создает свой особый мир провинциальной Вологды с ее уютными двориками, с существовавшими еще до недавнего времени дощатыми мостками, со своими обитателями — характерными типажами провинциальных городских жителей. Здесь присутствует игровой момент, есть юмор и мягкая ирония. Они похожи на светлые воспоминания. И автор отстаивает это свойство человеческой памяти — помнить только хорошее и забывать плохое.

Начало XXI века складывается для Александра Савина вполне удачно. В 2006 году ему было присвоено звание заслуженного художника России. И в творческой деятельности, по его собственному признанию, наступил качественно новый период. В небольших по формату картинах, полных пространственных пауз и проникновенной тишины, художник обращается к образам-символам, раскрывающим всю сложность мироздания.

Размышляя о выставке произведений Александра Савина «Состояние равновесия», хочется вспомнить слова старого французского философа Дени Дидро, большого ценителя искусства: «Созерцание красивой картины или чтение хорошей книги делают меня совершенно счастливым». Если вы не утратили способность чувствовать прекрасное и не отчаялись обрести душевное равновесие в суете бесконечного круговорота будней, то встреча с картинами художника, которые могут стать частью вашего духовного опыта, безусловно, подарит вам минуты и часы наслаждения подлинным и серьезным искусством.

Грибанова М.В., старший научный сотрудник отдела современного искусства ВОКГ.

Добавить комментарий