«Зимы дыхание» — картина, пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии, – дуэли и смерти великого человека. Нависающий над головой поэта массивный ампирный фронтон и «мемориальный отблеск» темных гранитных колонн привносят в картину ноты напряжения и тревоги. В тяжелом, подавленном настроении, судя по строгой позе и сосредоточенному выражению хорошо знакомого лица, находится, погруженный в раздумья, Александр Сергеевич.
В.С. Шилов
Изображая Пушкина, художник сохраняет его классический облик, не внося во внешность поэта каких-то своих «вольных» толкований. Его внимание сосредоточено, скорее, на внутреннем душевном состоянии героя. Савин и картину называет не просто «Портрет Пушкина», а «Дыхание зимы». С одной стороны перед нами гений, поднятый над толпой величием своего таланта, с другой — одинокий и страдающий человек, будто предчувствующий скорую беду. Художник изображает его в строгой одежде под сводами колонного портика на фоне холодного обобщенного осеннего пейзажа. Благородная сдержанность и величие духа поэта подчеркнуты вытянутым по вертикали размером холста и завышенным ракурсом подачи его фигуры. Объединить личность Пушкина с его временем Александру Савину помогает сам пластический язык произведения, ориентированный на традиции русского классицизма, гладкая, напоминающая лессировочную, манера письма, строгий рисунок, сдержанный благородный серебристо-черный колорит с деликатным вкраплением перламутровых и охристых оттенков.
Любовь Соснина